star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramabcdefghijklmnopqrstu

Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения.

Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИННОбратный звонок

Мнение экспертов рынка о новых мерах ФАС в борьбе с картельными сговорами

Поделиться

Федеральная антимонопольная служба РФ предлагает ужесточить ответственность для владельцев бизнеса и расширить полномочия антимонопольных инспекторов. С таким предложение в корне не согласен бизнес: ТПП, РСПП и «Деловая Россия» направили письмо премьеру Дмитрию Медведеву, говоря о новых поправках как о риске «необоснованного давления на бизнес, нарушения законных интересов предпринимателей и коррупционных злоупотреблений».

Свое предложение вносит Торгово-промышленная палата РФ: в качестве картельных мер можно повысить порог ущерба для привлечения к уголовной ответственности. 

«Эксперты ТПП РФ считают, что в декриминализации нуждается противоправная деятельность по заключению картельных соглашений (статья 178 УК РФ). Она может быть эффективно пресечена путем установления экономических санкций, существенный размер которых должен сделать картель невыгодным и обеспечить тот же уровень сдерживания нарушений, что и лишение свободы», — отмечает глава ТПП Сергей Катырин

По его словам, с работающего предпринимателя можно получить денег больше, чем с отбывающего срок в местах заключения.

Согласно действующей редакции статьи 178 УК, за заключение ограничивающих конкуренцию картельных соглашений предусмотрено максимальное наказание в два года лишения свободы при нанесении ущерба от 10 до 30 млн. руб. и извлечения дохода от 50 до 250 млн руб. Если ущерб превысит 30 млн., а доход — 250 млн руб., то наказание составит до 6 лет, напоминает Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности.

«Картель – это соглашение фирм, являющихся прямыми конкурентами друг другу. Они могут договориться поддерживать высокие цены, поделить рынок географически по «зонам влияния», либо по товарам «я выпускаю товары массового спроса и не лезу в премиум-сегмент, а ты – наоборот», могут и договориться вместе ограничить объем выпуска, организовать совместный бойкот какому-нибудь контрагенту или поставщику. Особым видом картеля является сговор участников торгов, в том числе госзакупок», — говорит Алексей Ульянов.

Если сейчас предусматривается ответственность за ограничение конкуренции, вызванное заключением картельного соглашения, то в случае принятия поправок ФАС наказуемо будет само по себе заключение картельного соглашения, повлекшего крупный ущерб или извлечение дохода в крупном размере, комментирует Т94 Юлия Полякова, юрист Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX: «Это изменение связано с тем, что в случае картеля ограничение конкуренции предполагается и в рамках антимонопольного разбирательства ФАС специально не исследует данный вопрос. Поэтому в случае передачи дела в правоохранительные органы возникают проблемы с доказыванием факта ограничения конкуренции и, соответственно, привлечением к уголовной ответственности».

Но больше всего возмущает предпринимателей предложения по увеличению сроков лишения свободы за заключения картеля и конфискации имущества. По словам Юлии Поляковой, ФАС выделяет специальные составы нарушения – заключение картеля на торгах, заключение соглашения между организатором и участником торгов, а также заключение картеля лицом, выполняющим функции генерального директора, члена совета директоров, члена коллегиального исполнительного органа, либо лицом, владеющим более 50% акций/долей в уставном капитале. За эти нарушения предусматривается более строгое наказание, чем за «обычный» картель.

ФАС предлагает в два раза повысить размеры крупного ущерба/дохода в крупной размере (до 100 и 20 млн руб. соответственно), что потенциально должно привести к акценту правоохранителей на наиболее существенные нарушения. Однако при расчете дохода теперь планируется учитывать выручку, суммарно извлеченную всеми участниками соглашения. Соответственно, на практике это может повлечь привлечение к ответственности лиц, практически не принимавших участие в картеле или не извлекших из него никаких преимуществ.

По словам эксперта, новые изменения вряд ли существенно изменят ситуацию с картелями в России. «Ключевым сдерживающим фактором, как правило, выступает не суровость наказания, а его неотвратимость. Однако предлагаемые изменения вряд ли окажут положительное влияние на уровень выявления и доказывания картельных нарушений», — говорит Юлия Полякова.

Наша система закупок пока недостаточно устойчива к рейдерству участников закупки, в том числе в форме их сговора, отмечает Кирилл Кузнецов, эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру. Работа контролирующего органа в этом направлении, по его словам, очень важна. «Понятны и опасения бизнеса. Главная проблема, на мой взгляд, в дисбалансе контрольной системы. Сегодня в случае незаконных действий заказчика или поставщика им грозят серьезные штрафы, в ряде случаев – дисквалификация и привлечение и к уголовной ответственности. В тоже время значимой ответственности за незаконные решения, признанные таковыми судом, у контролирующего органа отсутствует», — говорит Кирилл Кузнецов.

По словам эксперта, подобные судебные решения не являются редкостью, но для их достижения приходится тратить значительный финансовый, кадровый и временной ресурс, что довольно болезненно, а для малого бизнеса – и вовсе может быть смертельно.

«В тоже время проблема сговора поставщиков действительно имеет место быть, хотя обычно это болезнь крупных закупок с ограниченным по этой причине кругом претендентов. Для этого сегмента усиление ответственности может быть обоснованным. Однако категорически не стоит даже рассматривать такой инструмент для закупок на небольшие суммы», — подчеркивает эксперт, добавляя, что система нуждается в серьезной коррективе карательного механизма. Так, по его словам, следует отказаться от штрафов за технические и процедурные нарушения, не оказывающие существенного влияния на закупку, например, штраф за нарушение сроков размещения протоколов или отчетов. Но при этом введения ответственности за неэффективную закупку, за сговор участников и попытки недобросовестного деструктивного действия (массовые жалобы и прочее). Но при условии ответственности сотрудников контролирующего органа за ошибочные решения.

«К сожалению, мы видим колоссальные коррупционные риски и риски для всей предпринимательской деятельности в России. Так, ФАС хочет убрать необходимость наличия ограничения конкуренции для возбуждения уголовного дела. На практике это означает, что картелем можно будет назвать любой договор, любую законную коммерческую деятельность и за это получить срок. Очевидно, что норма будет использована избирательно», — резюмирует Алексей Ульянов.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

13 августа 2018 г.

ФАС запретил закупку лекарств вместе с другими товарами

Подробнее

06 июля 2018 г.

Отдельная ЭТП для госзакупок лекарств

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

18 июня 2018 г.

ФАС изменила правила описания лекарственных препаратов

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

06 апреля 2018 г.

ФАС планирует создать реестр работ только для субъектов малого бизнеса

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

14 марта 2018 г.

90% закупок Москвы проходит в электронном виде

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Бумажные конкурсы останутся в прошлом

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

09 февраля 2018 г.

ФАС использует современное ПО для борьбы с картельным сговором

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

08 января 2018 г.

Госзакупки-2017: вспоминая уходящий год

Подробнее

07 декабря 2017 г.

Поможет ли бизнесу Нацплан развития конкуренции ФАС

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

14 ноября 2017 г.

Число крупнейших заказчиков у малого бизнеса вырастет в 3 раза в 2018 г.

Подробнее

10 ноября 2017 г.

ФАС приведет к единому нормативному стандарту импортозамещение в госзакупках

Подробнее

02 ноября 2017 г.

ФАС готовит масштабный проект по расширению полномочий для борьбы с картелями

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний - один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

09 сентября 2017 г.

ФАС изменит порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ

Подробнее

25 августа 2017 г.

ФАС выявила более 2 тысяч нарушений на закупках в сфере дорожного строительства

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

14 июля 2017 г.

ФАС предлагает допускать иностранных поставщиков к госзакупкам лекарств

Подробнее

29 июня 2017 г.

В ФАС не согласны с методикой расчёта цен на лекарства

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее
Позвонить