Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения.

Звонок бесплатный, уточните свой ИНН
Обратный звонок

Направление участником запроса о даче разъяснений. Его роль и значение в закупочном процессе

При проведении закупочных процедур у участников нередко возникают вопросы относительно осуществления закупок товаров, работ или услуг. При составлении документации (в том числе технического задания, проекта договора) заказчик, как правило, старается указать все интересующие его нюансы и требования предстоящей закупки. Однако далеко не всегда и не всем понятны условия проводимой процедуры, информация о которой размещена в ЕИС.

Для того, чтобы исключить неоднозначное понимание документации о закупке, а также уточнить отдельные ее пункты, потенциальные поставщики (подрядчики исполнители) согласно 223-ФЗ вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (далее – запрос о даче разъяснений). При этом, инициатор такого запроса должен соблюсти порядок его направления в соответствии с 223-ФЗ и Положением о закупке.

223-ФЗ не регламентирована специальная форма, согласно которой следует направлять запрос о даче разъяснений заказчику. Однако организатор закупочной процедуры вправе ее предусмотреть в своем Положении, указав необходимые сведения, заполняемые участниками при направлении запросов (форма может отличаться в зависимости от способа закупки). Потенциальные поставщики нередко направляют их на электронную почту заказчика. Следует помнить, что при возникновении технических сбоев участники не смогут своевременно получить ответ на интересующие вопросы. В этой связи при наличии возможности поставщики (исполнители, подрядчики) могут нарочно доставить свой запрос организатору, либо воспользоваться услугами Почты России или курьера при направлении документов.

Если закупочная процедура проходит в электронной форме, то весь документооборот такой закупки, в том числе подача и ответ на запрос о даче разъяснений, осуществляется в электронном виде с помощью средств электронной торговой площадки (далее - ЭТП).

Запрос о даче разъяснений – способ общения между участником и заказчиком закупочной процедуры на стадии ее проведения, исключающий сговор между ними. Как правило, такие запросы направляются организатору закупок до подачи поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заявки на участие в закупке, поскольку полученные разъяснения помогут участнику правильно понять условия предстоящей процедуры и объективно оценить собственные производственные возможности участия в ней. Как заказчику, так и участнику закупки следует помнить, что согласно ст. 3.2 223-ФЗ разъяснения положений документации не должны изменять предмет и существенные условия проекта договора.


Запрос о даче разъяснений является достаточно полезным и важным инструментом закупочного процесса и для поставщика (подрядчика, исполнителя), и для самого заказчика, поскольку:

  •  разъяснения помогают участникам получать нужные сведения закупочной процедуры;
  •  уточняя условия закупки, заказчик в дальнейшем надлежащим образом сможет удовлетворить потребности в товарах, работах или услугах (к примеру, конкретизация сроков, размеров, способа доставки и т.д.);
  •  размещенные разъяснения запроса исключают возникновение аналогичных вопросов со стороны других участников;
  •  в случае проверки контролирующих органов направление запроса о даче разъяснений, а также ответ на него могут сыграть в пользу участника закупки (или заказчика);
  •  направляя запросы на разъяснение, участники закупок обращают внимание заказчика на имеющиеся пробелы, ошибки или неточности документации, способствуя тем самым их устранению в дальнейшем;
  •  полученные разъяснения позволяют участникам закупок индивидуально подходить к участию в каждой закупочной процедуре, к потребностям конкретного заказчика.

Согласно ч.5 ст.4 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с введенной с 01.07.2018 ст. 3.2 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений закупочной документации более подробно и четко раскрывают ее отдельные пункты, понимание которых вызвало затруднение у поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В целях соблюдения принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, заказчик, размещая разъяснения положений документации на своем сайте (при наличии), в первую очередь, должен опубликовать их в ЕИС (см. решение Московского УФАС по делу № 1-00-316/77-18 ). Данные информационные источники не заменяют друг друга. Участники закупок ориентируются в первую очередь на сведения, имеющиеся на главном портале закупок (ЕИС).

Организатору закупки следует помнить об ответственности, предусмотренной КоАП РФ за неразмещение информации, подлежащей публикации в ЕИС, или за нарушение срока размещения таких сведений заказчиком, поскольку потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) могут оспорить его действия (бездействия) в антимонопольном органе.


Перед тем как направить запрос о даче разъяснений, участнику необходимо: 

  • внимательно изучить закупочную документацию;
  • сформулировать вопросы для пояснения отдельных пунктов документации; 
  • подготовить и заполнить бланк или форму запроса (при наличии);
  • подписать запрос уполномоченным лицом и направить заказчику (курьером, Почтой РФ, через ЭТП, по email).


Для того, чтобы посмотреть имеющиеся разъяснения положений документации, участникам следует найти в ЕИС интересующую закупку и в разделе «изменения и разъяснения» ознакомиться с размещенной информацией.

Рекомендации для участников при направлении запроса о даче разъяснений:

• не стоит пренебрегать возможностью задать вопрос заказчику, поскольку полученные пояснения помогут участнику:

- объективно оценить собственные производственные возможности;

- правильно понять потребности и нужды организатора закупки;

• при формировании уточняющего вопроса поставщики (подрядчики, исполнители) должны четко указать, что конкретно им неясно. Запрос следует составлять таким образом, чтобы заказчик дал развернутый ответ на поставленный вопрос. В противном случае участнику придется направлять повторный запрос;

• не стоит откладывать направление запроса о даче разъяснений в долгий ящик, поскольку существует регламентированный срок, по истечению которого организатор закупки вправе не осуществлять разъяснение закупочной документации;

• перед тем, как направить интересующий вопрос заказчику, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен изучить документацию, и в случае наличия специальной формы запроса, правильно заполнить ее;

• в случае неполучения ответа на поданный в рамках 223-ФЗ запрос о даче разъяснений поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган;

Таким образом, запрос о даче разъяснений играет важную роль в закупочном процессе, помогая и поставщику, и заказчику лучше разбираться в нюансах проводимой закупки.

____________

Источники

1. ФЗ № 505 ОТ 31.12.2017 ФЗ № 223 дополнен ст. 3.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки» (изменение вступило в силу с 01.07.2018).

2. Ст. 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ

3. moscow.fas.gov.ru


Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

21 сентября 2018 г.

Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ

Подробнее

17 сентября 2018 г.

Дополнен перечень отношений, регулирование которых не подпадает под действие 223-ФЗ

Подробнее

03 сентября 2018 г.

Срок продления подачи заявок при внесении изменений в извещение

Подробнее

27 августа 2018 г.

Описания предмета закупки в соответствии с поправками 223-ФЗ

Подробнее

22 августа 2018 г.

Минфин установит требования к банкам, выдающим гарантии СМСП

Подробнее

16 августа 2018 г.

Обеспечение заявки на участие в закупке. Виды и ограничения

Подробнее

15 августа 2018 г.

Сложности участия стартапов в закупках по 223-ФЗ

Подробнее

06 августа 2018 г.

Мифы об электронных торгах

Подробнее

17 июля 2018 г.

Минфин введет ведомственный контроль закупок по 223-ФЗ

Подробнее

06 июля 2018 г.

Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

29 июня 2018 г.

Содержание отчета о заключенных договорах по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

Подробнее

29 июня 2018 г.

Поправки Минфин сделают закупки госкомпаний более открытыми

Подробнее

26 июня 2018 г.

Электронные закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ откладываются

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

07 июня 2018 г.

Госкорпорации не смогут завышать требования к банковским гарантиям

Подробнее

01 июня 2018 г.

Почему реформу электронных закупок необходимо переносить

Подробнее

28 мая 2018 г.

Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?

Подробнее

25 мая 2018 г.

Внеплановые проверки заказчиков

Подробнее

19 мая 2018 г.

На ПМЮФ-2018 обсудили правовое регулирование закупок

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

19 апреля 2018 г.

Госзакупки испытывают на растяжение

Подробнее

04 апреля 2018 г.

Минфин готовит правила работы со спецсчетами при госзакупках

Подробнее

02 апреля 2018 г.

Минфин отчитается о госзакупках в 2017 году

Подробнее

29 марта 2018 г.

Закупки госкомпаний все ближе к реформе

Подробнее

22 марта 2018 г.

Госдума рассмотрит законопроект об экологичности госконтрактов

Подробнее

21 марта 2018 г.

Предприятия ОПК претендуют на гражданскую продукцию в госзаказе

Подробнее

21 марта 2018 г.

Минфин подчеркнул важность допсервисов в ЕИС

Подробнее

21 марта 2018 г.

Закупки у СМСП обязательны для 1050 госкомпаний

Подробнее

20 марта 2018 г.

Новые правила внесения в реестр договоров сведений о закупках у CМСП по 223-ФЗ

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

05 марта 2018 г.

Открыта запись на вебинар для поставщиков

Подробнее

21 февраля 2018 г.

На что тратят деньги театры

Подробнее

19 февраля 2018 г.

Минюст против унификации торгов по продаже имущества

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

08 февраля 2018 г.

Минпромторг решил поддержать компании ОПК в торгах по 223-ФЗ

Подробнее

06 февраля 2018 г.

Скорая информационная помощь для поставщика

Подробнее

03 февраля 2018 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

26 января 2018 г.

«Роскосмос» заменит «Газпрому» иностранных поставщиков

Подробнее

25 января 2018 г.

Минпромторг и МЭР усилят меры поддержки отечественных производителей телеком-оборудования

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

19 января 2018 г.

Комитет Госдумы одобрил поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

19 января 2018 г.

Развитие электронных закупок будет набирать обороты

Подробнее

11 января 2018 г.

23-24 января пройдет вебинар для поставщиков

Подробнее

22 декабря 2017 г.

43% всех закупок в госсекторе происходит с дисконтом менее 1%

Подробнее

22 декабря 2017 г.

Топ-3 ожидаемых изменений 223-ФЗ в 2018 году

Подробнее

21 декабря 2017 г.

Топ-3 изменений в 223-ФЗ за 2017 год

Подробнее

18 декабря 2017 г.

Госдума во втором чтении приняла существенные поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

14 декабря 2017 г.

Только 34% закупок регионов можно назвать прозрачными

Подробнее

11 декабря 2017 г.

Операторы ЭТП предупредили об опасностях монополизации «секретных» закупок

Подробнее

08 декабря 2017 г.

126 крупнейших заказчиков могут перейти в закрытую систему закупок

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

01 декабря 2017 г.

Интерес к электронным магазинам продолжает расти

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

03 ноября 2017 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

30 октября 2017 г.

Мнение экспертов рынка об изменениях в законе 223-ФЗ

Подробнее

20 октября 2017 г.

«Ростех» описал этапы информатизации госзакупок

Подробнее

06 октября 2017 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний - один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

28 сентября 2017 г.

Минфин готовит законопроект по унификации требований к банковским гарантиям для субъектов МСП

Подробнее

22 сентября 2017 г.

Минэкономразвития предлагает проводить торги по реализации госимущества по 44-ФЗ

Подробнее

05 сентября 2017 г.

7 ноября начнётся новый курс профессиональной подготовки поставщиков

Подробнее

05 сентября 2017 г.

Открыта регистрация на семинар для поставщиков по участию в торгах на ЭТП ГПБ

Подробнее

04 сентября 2017 г.

Контроль за закупками госкомпаниями морской и авиатехники будет усилен

Подробнее

21 августа 2017 г.

Основы участия товаров иностранного происхождения в государственных тендерах: обязательные условия и о чем не стоит забывать

Подробнее

18 августа 2017 г.

Минэнерго предложило исключить из закупок по 223-ФЗ сделки с недвижимостью

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

11 августа 2017 г.

Родственники заказчика не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ

Подробнее

24 июля 2017 г.

Число компаний обязанных закупать часть продукции у СМСП увеличится в 2 раза

Подробнее

24 июля 2017 г.

Пользователи ГИСП получили доступ к сервисам ЭТП ГПБ

Подробнее

19 июля 2017 г.

Доля закупок у СМСП по 223-ФЗ составила 11% в первом полугодии 2017

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

30 июня 2017 г.

Минфин разработал законопроект о получении долгов по госконтрактам через "третьих лиц"

Подробнее

26 июня 2017 г.

Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг МФО

Подробнее

24 июня 2017 г.

Поставщики жалуются ФАС, что критерии оценки субъективны, что дальше?

Подробнее

23 июня 2017 г.

Реформа по переводу госзакупок в электронный вид откладывается до 2019 года

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее

19 июня 2017 г.

Условия переноса срока исполнения контракта

Подробнее

16 июня 2017 г.

Специфика российско-белорусских отношений в сфере закупок

Подробнее

09 июня 2017 г.

Как определить вероятность победы в тендере

Подробнее

01 июня 2017 г.

Направление тренда госзакупок обсудили ключевые фигуры Минэкономразвития и Минфин

Подробнее
Позвонить