star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramabcdefghijklmnopqrstu

Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения.

Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИННОбратный звонок

На ПМЮФ-2018 обсудили правовое регулирование закупок

Поделиться

На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ), который в этом году проходит с 15 по 18 мая, состоялась дискуссионная сессия «Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?». Эксперты рассказали, во сколько компаниям обойдется отбор ЭТП, кто пострадает от внедрения норм 504-ФЗ и 505-ФЗ, а также куда лучше не обращаться за решением процедурных споров.

В качестве модератора выступил генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. Первый вопрос, который он предложил рассмотреть – эффективность закупок после вступления в силу норм 504-ФЗ и 505-ФЗ. По его словам, оценивая эти нормы сложно представить, что у регулятора есть четкая экономическая модель, которой он руководствуется. О грядущих изменениях подробно рассказал Александр Мазуров, заместитель начальника департамента по управлению корпоративными затратами «Газпрома».

— Сейчас регулирование касается даже не 223-ФЗ, а деятельности заказчика. Причем происходит оно через запреты и ограничения, которых с каждым годом становится все больше. В частности, 505-ФЗ настолько детализирует хозяйственную деятельность заказчика, особенно применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства, что кажется проще нашу работу отдать на аутсорсинг подконтрольному госоргану, чтобы он делал за нас работу, — отметил Мазуров. Он также привел вариант определения понятия «эффективность», которое следует учитывать регулятору, внося поправки.

Во-первых, эффективность для закупщика определяется тремя категориями: управление риском исполнения контракта, управление ценой и управление сроком начала контракта его исполнения. Во-вторых, эффективность закупщика должна оцениваться с точки зрения отсутствия жалоб на него как участника закупки, а это практически невозможно, учитывая тот объем норм, которые нужно соблюсти по 223-ФЗ.

— С 1 июля нужно будет каждую конкурентную закупку описывать по функциональным характеристикам, каждый раз нужно будет доказывать экономические принципы разделения на лот, объяснять то, что кажется объективным – «мы закупаем товар, потому что он нам нужен», но это придется объяснять регулятору, рынку и суду. Из-за новых изменений возникнут сложности в работе с малым и средним бизнесом. Все упирается в деньги и ресурсы. За годы работы мы выстроили эффективную систему закупок, а теперь нам предлагают ее забыть и начать работать по новым правилам с отобранными ЭТП. Но у нас есть своя площадка, в которую мы вложились и которая нас устраивает, будем надеяться, что она будет соответствовать новым требованиям, и мы не потратим много денег на интеграцию с новыми бизнес-процессами. Но до того, как будут определены требования к площадкам, до того, как нам придется внести изменения в положения о закупках и до момента, когда мы сможем разработать новую документацию и описать способы закупок, нам придется остановить закупки у субъектов МСП, — объяснил Мазуров.

По словам Михаила Константинова, в этой ситуации нужно искать баланс меду корпоративными нормами и внешними процедурами, которые внезапно появляются и модифицируются. При этом понять экономическую эффективность от деятельности компании, особенно когда она работает на внешних рынках в крайне враждебном окружении. «Все думают, что монополистам хорошо там, где речь идет об экспорте, потому что кажется, что там монополистов нет. А можно ли судить по тем мерам, которые предложены сейчас, что есть некая экономическая модель, на основании которой производится регулирование?».

Ни Мазуров, ни другие участники дискуссии не припомнили участия внешнего сообщества в обсуждении новых норм закона, так же как и никто не видел предварительной экономической модели.

Екатерина Смирнова, партнер, коллегия адвокатов «Яковлев и Партнеры» ответила на вопрос, почему же закупки вызывают такой высокий интерес со стороны регулятора: «Госкомпании тратят много денег. К примеру, если посмотреть на государственные и муниципальные заказы, то по итогам 2017 г. их сумма составила 7 трлн руб., тогда как объем закупок госкомпаний составил 27 трлн руб. Последняя цифра и объясняет невероятное количество регуляторов и их стремление контролировать эти расходы».

Тему продолжила Светлана Авдашева, профессор департамента прикладной экономики, НИУ «Высшая школа экономики»: «Из упомянутых 27 трлн руб. более 10 трлн руб. – объем конкурентных закупок, то есть не у единственного поставщика. Причем 10 трлн руб. – это больше чем 1/6 российского ВВП, треть из этой суммы составляют затраты покупателей и поставщиков на организацию закупок. Если посчитать все затраты, которые несут компании на организацию процедуры, затраты поставщиков на подачу заявки, затраты на контроль процедуры, то окажется большие деньги. И даже если на каких-то затратах сэкономить хотя бы 5%, то это принесет громадный эффект на ВВП. Кстати, перевод всех закупок на одну ЭТП – это очень серьезный вопрос к эффективности, вмешательство государства в определение круга площадок может сопровождаться со значительными потерями с точки зрения экономики».

Но прежде всего для заказчика главное – договор и получение исполнения по нему, отмечает Анна Сироткина, советник Управления анализа судебной практики Верховного Суда РФ. «Самый главный риск – это утратить договор, в частности, в результате нарушений, которые произошли на процедурной стадии. Здесь кроется одна из важнейших проблем. 44-ФЗ и 223-ФЗ строились на разных принципах. Цель 44-ФЗ – защита публичных интересов, а в 223-ФЗ главное – интерес частных компаний и интерес экономической эффективности, при этом в двух законах есть требования не допущения ограничения конкуренции, но это идет вторым этапом, на первом идет интерес. Сближения двух законов привело к сужению модели договоров, в частности их пределов», — отметила Сироткина.

Роман Бевзенко, партнер юридической фирмы «Пепеляев Групп» подметил, что регулятор относится к субъектам 223-ФЗ, как к потенциально недобросовестным людям и уплотняет контроль еще на входе в закупки. Он же рассказал о работе судов с заказчиками.

— По умолчанию споры разрешаются в госсудах. Но со временем многие стали обращаться к арбитрам. Дискуссия о работе государственных и арбитражных судов неновая. К примеру, Арбитражный суд города Москвы рассматривает в день по 40 дел, уделяя на каждое 5 минут. И даже придя туда с контрактом на несколько миллиардов, судья уделит не больше этого времени. Вместе с этим в государственном суде нельзя выбрать судью, а в арбитраже можно. Преимущество арбитража в том и заключается, что можно подобрать панель арбитров, которым доверяешь, — сказал Бевзенко.

Общий итог подвел Михаил Константинов: «Задача регулятора сблизить 223-ФЗ и 44-ФЗ так, чтобы они не отличались. Мы помним, что было с производственными ГУПами и МУПами, которые вопреки всему перевели на контрактную систему, а теперь возвращают. При всем этом сегодня в закупках трудится миллион профессионалов, что сопоставимо со штатной численностью МВД или Вооруженных сил РФ. А зачем нам такая армия специалистов, чтобы казаться добросовестнее? Получается просто пиар расходов…».

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

21 сентября 2018 г.

Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ

Подробнее

17 сентября 2018 г.

Дополнен перечень отношений, регулирование которых не подпадает под действие 223-ФЗ

Подробнее

03 сентября 2018 г.

Срок продления подачи заявок при внесении изменений в извещение

Подробнее

27 августа 2018 г.

Описания предмета закупки в соответствии с поправками 223-ФЗ

Подробнее

22 августа 2018 г.

Минфин установит требования к банкам, выдающим гарантии СМСП

Подробнее

16 августа 2018 г.

Обеспечение заявки на участие в закупке. Виды и ограничения

Подробнее

15 августа 2018 г.

Сложности участия стартапов в закупках по 223-ФЗ

Подробнее

06 августа 2018 г.

Мифы об электронных торгах

Подробнее

20 июля 2018 г.

Направление участником запроса о даче разъяснений. Его роль и значение в закупочном процессе

Подробнее

17 июля 2018 г.

Минфин введет ведомственный контроль закупок по 223-ФЗ

Подробнее

06 июля 2018 г.

Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

29 июня 2018 г.

Содержание отчета о заключенных договорах по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

Подробнее

29 июня 2018 г.

Поправки Минфин сделают закупки госкомпаний более открытыми

Подробнее

26 июня 2018 г.

Электронные закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ откладываются

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

07 июня 2018 г.

Госкорпорации не смогут завышать требования к банковским гарантиям

Подробнее

01 июня 2018 г.

Почему реформу электронных закупок необходимо переносить

Подробнее

28 мая 2018 г.

Правовое регулирование закупок: процедурный контроль или экономическая эффективность?

Подробнее

25 мая 2018 г.

Внеплановые проверки заказчиков

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

19 апреля 2018 г.

Госзакупки испытывают на растяжение

Подробнее

04 апреля 2018 г.

Минфин готовит правила работы со спецсчетами при госзакупках

Подробнее

02 апреля 2018 г.

Минфин отчитается о госзакупках в 2017 году

Подробнее

29 марта 2018 г.

Закупки госкомпаний все ближе к реформе

Подробнее

22 марта 2018 г.

Госдума рассмотрит законопроект об экологичности госконтрактов

Подробнее

21 марта 2018 г.

Закупки у СМСП обязательны для 1050 госкомпаний

Подробнее

21 марта 2018 г.

Предприятия ОПК претендуют на гражданскую продукцию в госзаказе

Подробнее

21 марта 2018 г.

Минфин подчеркнул важность допсервисов в ЕИС

Подробнее

20 марта 2018 г.

Новые правила внесения в реестр договоров сведений о закупках у CМСП по 223-ФЗ

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

05 марта 2018 г.

Открыта запись на вебинар для поставщиков

Подробнее

21 февраля 2018 г.

На что тратят деньги театры

Подробнее

19 февраля 2018 г.

Минюст против унификации торгов по продаже имущества

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

08 февраля 2018 г.

Минпромторг решил поддержать компании ОПК в торгах по 223-ФЗ

Подробнее

06 февраля 2018 г.

Скорая информационная помощь для поставщика

Подробнее

04 февраля 2018 г.

Госкомпании требуют от Минфина ослабления чрезмерного зарегулирования в закупках

Подробнее

03 февраля 2018 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

26 января 2018 г.

«Роскосмос» заменит «Газпрому» иностранных поставщиков

Подробнее

25 января 2018 г.

Минпромторг и МЭР усилят меры поддержки отечественных производителей телеком-оборудования

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

19 января 2018 г.

Развитие электронных закупок будет набирать обороты

Подробнее

19 января 2018 г.

Комитет Госдумы одобрил поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

11 января 2018 г.

23-24 января пройдет вебинар для поставщиков

Подробнее

22 декабря 2017 г.

Топ-3 ожидаемых изменений 223-ФЗ в 2018 году

Подробнее

22 декабря 2017 г.

43% всех закупок в госсекторе происходит с дисконтом менее 1%

Подробнее

21 декабря 2017 г.

Топ-3 изменений в 223-ФЗ за 2017 год

Подробнее

18 декабря 2017 г.

Госдума во втором чтении приняла существенные поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

14 декабря 2017 г.

Только 34% закупок регионов можно назвать прозрачными

Подробнее

11 декабря 2017 г.

Операторы ЭТП предупредили об опасностях монополизации «секретных» закупок

Подробнее

08 декабря 2017 г.

126 крупнейших заказчиков могут перейти в закрытую систему закупок

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

01 декабря 2017 г.

Интерес к электронным магазинам продолжает расти

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

03 ноября 2017 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

30 октября 2017 г.

Мнение экспертов рынка об изменениях в законе 223-ФЗ

Подробнее

20 октября 2017 г.

«Ростех» описал этапы информатизации госзакупок

Подробнее

06 октября 2017 г.

ЭТП ГПБ проведёт двухдневный вебинар для поставщиков

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний - один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

28 сентября 2017 г.

Минфин готовит законопроект по унификации требований к банковским гарантиям для субъектов МСП

Подробнее

22 сентября 2017 г.

Минэкономразвития предлагает проводить торги по реализации госимущества по 44-ФЗ

Подробнее

05 сентября 2017 г.

7 ноября начнётся новый курс профессиональной подготовки поставщиков

Подробнее

05 сентября 2017 г.

Открыта регистрация на семинар для поставщиков по участию в торгах на ЭТП ГПБ

Подробнее

04 сентября 2017 г.

Контроль за закупками госкомпаниями морской и авиатехники будет усилен

Подробнее

21 августа 2017 г.

Основы участия товаров иностранного происхождения в государственных тендерах: обязательные условия и о чем не стоит забывать

Подробнее

18 августа 2017 г.

Минэнерго предложило исключить из закупок по 223-ФЗ сделки с недвижимостью

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

11 августа 2017 г.

Родственники заказчика не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ

Подробнее

24 июля 2017 г.

Число компаний обязанных закупать часть продукции у СМСП увеличится в 2 раза

Подробнее

24 июля 2017 г.

Пользователи ГИСП получили доступ к сервисам ЭТП ГПБ

Подробнее

19 июля 2017 г.

Доля закупок у СМСП по 223-ФЗ составила 11% в первом полугодии 2017

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

30 июня 2017 г.

Минфин разработал законопроект о получении долгов по госконтрактам через "третьих лиц"

Подробнее

26 июня 2017 г.

Банк России утвердил Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг МФО

Подробнее

24 июня 2017 г.

Поставщики жалуются ФАС, что критерии оценки субъективны, что дальше?

Подробнее

23 июня 2017 г.

Реформа по переводу госзакупок в электронный вид откладывается до 2019 года

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее

19 июня 2017 г.

Условия переноса срока исполнения контракта

Подробнее

16 июня 2017 г.

Специфика российско-белорусских отношений в сфере закупок

Подробнее

09 июня 2017 г.

Как определить вероятность победы в тендере

Подробнее

01 июня 2017 г.

Направление тренда госзакупок обсудили ключевые фигуры Минэкономразвития и Минфин

Подробнее
Позвонить