star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramabcdefghijklmnopqrstu
Электронная торговая площадка
Газпромбанка
8 800 100-66-22
Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИННОбратный звонок
Вся сумма технологий для управления
корпоративными затратами

Минфин отчитается о госзакупках в 2017 году

Поделиться

Аналитический отчет об итогах госзакупок в 2017 году Минфин опубликует 2 апреля, сообщили в министерстве. Ранее сообщалось, о том, что министерство перестало публиковать отчеты о закупках (в частности, пропущены квартальные мониторинги за третий и четвертый кварталы 2017 года), а отсутствие методики оценки вызвало проблемы при уточнении макроэкономического прогноза и недовольство администрации президента.

Просрочка, которой не было

В ведомстве опровергли ряд утверждений источников “Ъ”. В частности, Минфин утверждает, что информация о просроченной разработке годового отчета о госзакупках неверна — постановление правительства №1193 от 3 ноября 2015 года требует представления отчета в Белый дом и размещения его в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) до 30 апреля, «и на момент публикации срок для направления сводного отчета и его публикации в ЕИС не наступил». Не обязано ведомство и публиковать проект отчета (как это делало ранее мониторившее закупки Минэкономики.— “Ъ”). Опровергает Минфин и влияние отсутствия данных о закупках на работу над бюджетом — ссылаясь на то, что «в материале отсутствуют подтвержденные факты, из которых следует, что работе над бюджетом препятствует отсутствие данных о закупках». Более того, в ведомстве утверждают, что «разработка макроэкономического прогноза не опирается на отчет о закупках по 44-ФЗ», а отсутствие приказа Минфина, утверждающего методику оценки эффективности госрасходов при закупках, не исключает возможности такой оценки. Необходимая Минэкономики информация «могла бы быть представлена Минфином в случае поступления соответствующего запроса»,— говорится в письме ведомства. 

Министерство заявило о готовности разъяснить свою позицию — воспользовался случаем выяснить, как происходит подготовка к масштабным изменениям закупочного законодательства, которое вступит в силу 1 июля.

Чего ждать рынку

Одной из основных тем, беспокоящих участников рынка размещения госзаказа, является вопрос о сроках отбора электронных торговых площадок для работы в новой системе (они, напомним, должны стать «универсальными» — то есть вместо нынешнего разделения на площадки для госзакупок и закупок госкомпаний должен быть составлен реестр ЭТП, уполномоченных одновременно размещать заказы государства и госкомпаний и продавать приватизируемые активы). На вопрос о том, есть ли дедлайн для формирования перечня ЭТП, директор департамента бюджетной политики в контрактной системе Минфина Татьяна Демидова ответила: «Начало применения электронных процедур — 1 июля 2018 года, до этого времени необходимо обеспечить принятие всех необходимых подзаконных актов и реализовать новые требования. Конкретные даты принятия актов в законе не установлены». При этом из-за необходимости размещения гособоронзаказа и закрытых закупок госкомпаний и госкорпораций (напомним, правительство осенью 2017 года разрешило заказчикам, закупки которых связаны с санкционными рисками, не публиковать данные о них в открытой части Единой информационной системы закупок, ЕИС, для чего понадобятся отличные от стандартных процедуры) властям придется готовить два перечня электронных торговых площадок (ЭТП) вместо одного — «универсальных» и «оборонных». 

Универсальный реестр

Минфин сейчас заканчивает работу над требованиями к универсальным ЭТП. По планам ведомства в него смогут войти только действующие игроки рынков закупок государства и госкомпаний: для участия в отборе потребуется капитал в объеме не менее 20 млн руб. к 1 июля и не менее 100 млн руб. с 1 января 2019 года и трехлетний опыт работы по организации торгов для нужд 44-ФЗ или 223-ФЗ. При этом в будущем пул универсальных ЭТП может сокращаться: площадки, на которые приходится менее 10% торгов, Минфин будет исключать из реестра. В самом ведомстве уточняют, что конкретные цифры еще обсуждаются. 

По словам Татьяны Демидовой, требование к минимальной доле рынка вводится, чтобы исключить участников рынка, «заточенных» на проведение торгов конкретных заказчиков (так называемые карманные ЭТП), стимулировать конкуренцию между участниками — и снизить затраты на обеспечение взаимодействия Независимого регистратора, пула ЭТП и ЕИС. Если на рынке останется менее трех игроков, Минфин проведет новый отбор (возможно, уточнив требования). Опасений, что эта норма вызовет рост концентрации рынка, в Минфине не разделяют: получить крупные доли объединенного рынка закупок государства, госкомпаний и приватизации нескольким компаниям будет сложно. 

Чтобы обеспечить ответственность организаторов торгов, Минфин потребует от них одновременного размещения на беспроцентных расчетных счетах Минфина, ФАС или на депозитах в Федеральном казначействе (пока конкретное решение не принято, говорит госпожа Демидова) «страховых депозитов». Пока обсуждаются цифры в 50 млн руб. к 1 июля и 100 млн руб. — с 1 января 2019 года одновременно с предоставлением банковской гарантии, которая должна увеличивать лимит ответственности до 200 млн руб. с 1 июля и до 500 млн — с начала 2019 года. Эти средства будут «обеспечением исполнения соглашения» площадок с Минфином и ФАС — в ведомстве предполагают, что средства могут быть списаны со счетов ЭТП при нарушениях в безакцептном порядке. Сами участники рынка ЭТП, опрошенные “Ъ”, говорят о том, что требования министерства завышены — но в Минфине отмечают, что попадание в пул универсальных ЭТП открывает им одновременно рынки госзаказа, закупок госкомпаний и приватизационных торгов совокупным объемом в десятки триллионов рублей, что и объясняет рост требований к обеспечению. Зарабатывать при этом ЭТП будут, получая плату от победителей торгов (то есть выигравших борьбу за заказ поставщиков) — пока предполагается, что она составит 1% от суммы заказа, но не более 4 тыс. руб. Госпожа Демидова говорит, что при расчете учитывались данные операторов ЭТП и их опыт работы по 44-ФЗ, где плата составляла 3 тыс. руб., сумма может вырасти с учетом того, что торги по 223-ФЗ организованы сложнее.

И гособоронзаказ в придачу

Требования к операторам площадок для торгов по размещению госзаказа будут отличаться от «универсальных» из-за норм защищенности торгов (с учетом режима гостайны) и возможности не публиковать в открытой части ЕИС их результаты, говорит Татьяна Демидова: особенности функционирования ЭТП для ГОЗ сейчас разрабатывает ФАС. Минфин рассчитывает, что определение и универсальных, и «оборонных» ЭТП будет происходить одновременно — хотя они и сформируют два разных пула с отличными правилами игры. При этом для участников и универсального, и «оборонного» реестра площадок будет введен запрет на включение в один реестр операторов ЭТП, входящих в одну группу лиц в понимании ФЗ-135 о защите конкуренции — однако запрета на участие в отборе в разных реестрах для них не будет — если универсальная и «оборонная» площадки принадлежат одному бенефициару, это Минфин не беспокоит. 

С упором на спецсчета

Отметим, что и из логики вступающей в силу 1 июля версии закона о контрактной системе следует, что перечни площадок должны быть подготовлены к этому сроку — но успеют ли это сделать разработчики правил для «военных» и «мирных» ЭТП, остается неясным. Участники рынка ранее сообщали “Ъ”, что процесс отбора может затянуться и из-за перевода обеспечения исполнения заявки, которое сейчас потенциальные подрядчики перечисляют самим ЭТП, на специальные счета в уполномоченных правительством банках — к этому, как утверждается, не готовы ни компании (особенно сектора МСП, объемы контрактов которых невелики), ни сами банки-операторы. ЭТП утверждают, что срок перехода на спецсчета придется сдвигать на год. В Минфине, впрочем, говорят, что дискуссии идут вокруг порядка «открытия и использования спецсчетов и вопросов, связанных с возможными сложностями при открытии спецсчетов финансовыми организациями, соотнесением норм законодательства о контрактной системе и регулирования финансовых услуг», но перенос сроков перехода на спецсчета (с 1 июля) не обсуждается.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

21 марта 2018 г.

Минфин подчеркнул важность допсервисов в ЕИС

Подробнее

27 ноября 2017 г.

Секретные закупки по 44-ФЗ рассмотрят в Госдуме

Подробнее

23 октября 2017 г.

Госзаказчики начнут закупаться по каталогу ТРУ

Подробнее

18 сентября 2017 г.

Минфин организует сбор обратной связи от всех участников рынка закупок

Подробнее

07 августа 2017 г.

Счётная палата приглашает принять участие в опросе по оценке ЕИС

Подробнее

27 июля 2017 г.

Минфин предложил проводить малые закупки через Каталог ЕИС

Подробнее

06 июля 2017 г.

Подписан контракт на информатизацию системы госзакупок

Подробнее

23 июня 2017 г.

Реформа по переводу госзакупок в электронный вид откладывается до 2019 года

Подробнее
Позвонить