star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramabcdefghijklmnopqrstu

Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения.

Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИННОбратный звонок

Поможет ли бизнесу Нацплан развития конкуренции ФАС

Поделиться

Летом 2016 г. Федеральная антимонопольная службы представила проект Национального плана развития конкуренции в России на 2017-2018 гг. Документ вызвал негативную реакцию со стороны представителей как государственных ведомств, так и общественных организаций: они упрекали ФАС в намерении превратиться в супермегарегулятора российского рынка. В ведомстве по-прежнему уверены, что проект будет способствовать росту экономики и благосостояния граждан. Эксперты рынка электронных торгов прокомментировали Нацплан и полномочия ФАС: не стоит ли начать с пересмотра политики ведомства и проведения служебных расследований в отношении его руководства?

В августе 2016 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила проект президентского указа об основных направлениях антимонопольной политики, в котором важнейшим приоритетом как для главы государства, так и для правительства и региональных госструктур было заявлено содействие развитию конкуренции. Для этого предлагалось одобрить Национальный план развития конкуренции на 2017-2018 гг. и передать полномочия по координации его выполнения ФАС.

В соответствии с планом, до 1 февраля 2017 г. должны были быть определены ключевые показатели развития конкуренции для всех отраслей экономики и регионов. К 1 июля 2017 г. правительство должно было разработать предложения по снижению административных барьеров. Предполагалось, что все министерства создадут собственные отраслевые «дорожные карты» развития конкуренции, а госкомпании и естественные монополии примут программы развития конкуренции среди своих поставщиков.

Кроме того, ФАС предложила пересмотреть заложенные в госпрограммах ограничения и запреты, которые создают приоритеты для товаров и услуг, а также утвердить стандарт оценки эффективности проектов импортозамещения и их влияния на конкуренцию. Планом также предусматривалось обязать крупные получающие господдержку компании с выручкой более 7 млрд руб. отдавать 10% от годового заказа малому бизнесу. Государству предлагалось пойти на ряд ограничений, например, на запрет создания унитарных предприятий и покупку акций компаний на конкурентных рынках. По мнению ФАС, до конца 2018 г. государство должно выйти из капитала компаний на рынках с развитой конкуренцией.

Также предлагалось ввести проверку всех законопроектов на предмет ограничения конкуренции – эта обязанность должна была быть возложена на ФАС. Кроме того, антимонопольная служба должна была взять на себя функции проверки ежегодных отчетов о реализации «дорожных карт» в регионах. Кроме того, проектом указа планировалось обязать Генпрокуратуру наладить взаимодействие ФАС с правоохранительными органами, а Верховный Суд – изучать судебную практику и давать разъяснения по применению законодательства по антимонопольным делам, а также по делам, связанным с закупками и тарифным регулированием.

Проект указа был направлен для обсуждения в Генпрокуратуру, Минэкономразвития, МИД, Торгово-промышленную палату и Общественную палату, которые должны были участвовать в его исполнении. «Его утверждение должно привести к развитию конкуренции и повышению благосостояния граждан», – сообщили в пресс-службе ФАС.

Инициативу антимонопольного ведомства поддержал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, который поручил десяти министерствам до 1 марта 2017 г. утвердить соответствующие отраслевые планы.

Противников больше, чем сторонников

Инициатива ФАС вызвала целый поток критических замечаний со стороны как государственных ведомств, так и отраслевых экспертных сообществ. По их мнению, после того, как в ведение службы были переданы государственный оборонный заказ и тарифная политика, она уже стала мегарегулятором. В случае же подписания предложенного указа ФАС превратится в супермегарегулятора с супер-широкими полномочиями.

«Конечно, с конкуренцией в стране у нас большие проблемы. Причем значительная часть ответственности за это лежит на ФАС, де-факто уже ставшей мегарегулятором и сконцентрировавшей в своих руках беспрецедентные полномочия. Ни один антимонопольный орган за рубежом не имеет и половины подобного, – говорит директор Института повышения конкурентоспособности, к.э.н. Алексей Ульянов. – Именно ФАС согласовала все без исключения слияния крупного бизнеса, приведшие к монополизации основных рынков. С попустительства ФАС иностранные компании монополизировали важнейшие рынки (пиво, табак, многие товары народного потребления). С согласия ФАС созданы все госкорпорации и интегрированные структуры. Положительная виза ФАС есть на многих законах, которые ограничивают конкуренцию, например о введении лицензирования управляющих компаний в ЖКХ, после чего их число в некоторых городах сократилось в разы. С попустительства ФАС созданы "неестественные" нотариальная и создается адвокатская монополия. Именно ФАС является архитектором такой системы контроля в госзакупках с ее пресловутым аукционным креном, который порождает не только коррупцию, но и монополизацию.

Поэтому если и принимать Нацплан, то первым пунктами должна коренной пересмотр всей политики ФАС и проведение служебных расследований в отношении его руководства».

«Любая мера ФАС, на словах разумна, на деле – апофеоз процедурного контроля, – согласен с ним Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ. – Задача ФАС не развить конкуренцию, как очевидно из проекта, а под маркой развития конкуренции получить полномочия, эквивалентные полномочиям ЦБ РФ. Только с обязанностью регулировать все отрасли экономики. А вот про экономику (за чем конкуренция и нужна) и ее развитие в документе мало».

Так, Минэкономразвития увидело в предложениях ФАС попытки присвоить себе полномочия правительственных комиссий, в рамках которых уже прорабатывается большинство предложенных службой мер, например таких как контроль за созданием унитарных предприятий и за конкуренцией в регионах. Кроме того, в плане содержатся инициативы, которые уже выдвигались ведомством, но пока находятся на согласовании – это законопроекты об антимонопольном комплаенсе (внутрикорпоративной системе контроля) в крупных компаниях, госмонополиях и унитарных предприятиях и о квотах малого бизнеса в закупках крупных частных компаний. Единственное, с чем согласилось Минэкономразвития, – это необходимость перевода всех открытых конкурентных закупок в электронный формат.

Позицию Минэкономразвития поддержали также Минстрой и Минэнерго, которые заявили, что усиление полномочий ФАС нарушит регулирование профильных для них отраслей экономики и негативно скажется на их экономическом развитии.

«Деловая Россия» заявила, что предложенные службой меры приведут к избыточному администрированию – речь идет о предложениях контролировать влияние разрабатываемых законов на конкуренцию. Введение же антимонопольного комплаенса по карману лишь крупному бизнесу, который сможет нанять специальных юристов. Также представители организации выступили против предложения о запрете государству приобретать доли компаний на конкурентных рынках – по их мнению, в этом случае ему будет сложно проводить промышленную политику.

Не поддержал инициативу антимонопольного ведомства и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который заявил, что представленный план развития конкуренции никому не нужен, а претензии ФАС на расширение полномочий выходят за рамки закона. По мнению РСПП, гораздо эффективнее было бы разработать и принять программы поддержки различных отраслей, а не заниматься разработкой очередных предложений, позволяющих чиновникам вмешиваться в работу бизнеса.

По мнению Алексея Ульянова, изменить антиконкурентное поведение региональных, муниципальных органов власти и отраслевых министерств сможет только отказ от рентной, сырьевой модели экономики и переход на систему конкурентного федерализма, когда допдоходы, полученные от экономического роста на территории, процентов на 80-90 на территории и остаются, а не забираются наверх и перераспределяются по непрозрачным критериям. «Пока эта система изменена не будет, губернаторы и мэры в развитии конкуренции не будут заинтересованы, какие бы им КПЭ и планы ни спускались», – говорит он.

«Самое главное, для чего требуются специальные действия по развитию конкуренции – это достижение ключевых целей, заключающихся в решении проблем излишнего доминирования госсектора, несовершенстве тарифного регулирования, недостаточном развитии малого и среднего бизнеса. Решать данные проблемы можно как по отдельности, так и комплексно, – говорит Георгий Суходольский, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки». – Концепцию комплексного решения взаимосвязанных проблем можно только приветствовать. Вместе с тем, конечно же само решение должно быть сбалансированным и максимально эффективным. В текущей же ситуации, насколько можно судить по позиции предпринимателей, оптимальный баланс еще в стадии проработки».

Среди тех, кто согласовал представленный ФАС проект, оказались лишь силовые ведомства. Служба даже начала создавать совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и Генпрокуратурой специальный координационный орган по борьбе с картелями.

Подписание отложено

Множество претензий и по большей части негативная реакция со стороны крупных государственных ведомств не позволили утвердить представленный ФАС проект президентского указа о Национальном плане развития конкуренции в запланированные сроки. В октябре 2017 г. появилась информация о том, что он возвращен в Правительство. По мнению Администрации президента, основная часть предложенных в нем мер «запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка».

В отзыве Главного правового управления Администрации президента сказано, что проект национального плана «преследует те же цели, что и документы стратегического планирования», но у него «отсутствует преемственность» с «программными документами, определяющими вектор развития антимонопольного регулирования». Контрольное управление Администрации президента обратило внимание создателей документа на то, что конкуренцию необходимо развивать не только в отраслях, где присутствуют госмонополии, и предложило заняться «формированием эффективной конкурентной среды и прозрачных механизмов тарифообразования на указанных рынках». Кроме того, в Контрольном управлении заявили, что вопрос приобретения государством частных компаний в конкурентных отраслях должен решаться исходя из экономической целесообразности.

В настоящее время ФАС продолжает работу над документом с учетом замечаний Администрации президента, сообщили в пресс-службе ФАС. Однако, по мнению экспертов, перспективы его подписания остаются туманными. «Разговор о проекте Национального плана и проекте указа Президента о развитии конкуренции считаю закрытым. ФАС в очередной раз предложила лишь добавить себе полномочий, в том числе коррупционноемких, хотя казалось, куда уж больше, – комментирует Алексей Ульянов. – Проект указа Президента в редакции ФАС правильнее было бы назвать проектом указа для Президента, потому что там было написано, что Президент и Правительство должны делать, и как ФАС за всем этим будет следить. Неудивительно, что документ был отвернут на уровне Администрации президента».

По мнению эксперта, конкретные пункты проекта Нацплана, подготовленные ФАС, приведут к росту силового, коррупционного давления на бизнес, подорвут возможность проведения промышленной политики, увеличат расходы бюджета.


Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

22 августа 2018 г.

Мнение экспертов рынка о новых мерах ФАС в борьбе с картельными сговорами

Подробнее

13 августа 2018 г.

ФАС запретил закупку лекарств вместе с другими товарами

Подробнее

06 июля 2018 г.

Отдельная ЭТП для госзакупок лекарств

Подробнее

04 июля 2018 г.

ФАС изменит закон для развития конкуренции в ГОЗ

Подробнее

02 июля 2018 г.

Доступ к непубличной информации реестра договоров по 223-ФЗ будет расширен

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

18 июня 2018 г.

ФАС изменила правила описания лекарственных препаратов

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

06 апреля 2018 г.

ФАС планирует создать реестр работ только для субъектов малого бизнеса

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

14 марта 2018 г.

90% закупок Москвы проходит в электронном виде

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Бумажные конкурсы останутся в прошлом

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

09 февраля 2018 г.

ФАС использует современное ПО для борьбы с картельным сговором

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

08 января 2018 г.

Госзакупки-2017: вспоминая уходящий год

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

14 ноября 2017 г.

Число крупнейших заказчиков у малого бизнеса вырастет в 3 раза в 2018 г.

Подробнее

10 ноября 2017 г.

ФАС приведет к единому нормативному стандарту импортозамещение в госзакупках

Подробнее

02 ноября 2017 г.

ФАС готовит масштабный проект по расширению полномочий для борьбы с картелями

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний - один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

09 сентября 2017 г.

ФАС изменит порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ

Подробнее

25 августа 2017 г.

ФАС выявила более 2 тысяч нарушений на закупках в сфере дорожного строительства

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

14 июля 2017 г.

ФАС предлагает допускать иностранных поставщиков к госзакупкам лекарств

Подробнее

29 июня 2017 г.

В ФАС не согласны с методикой расчёта цен на лекарства

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее
Позвонить