star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramabcdefghijklmnopqrstu

Для эффективного участия в торгах и быстрого начала работы на ЭТП ГПБ рекомендуем вам воспользоваться услугой сопровождения.

Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИННОбратный звонок

Как участнику закупок защититься от поддельной банковской гарантии

Поделиться

Банковские гарантии должны стать доступнее — и по срокам, и по стоимости, а контроль за ними должен быть усилен. Но значительно ускорить решение проблемы поможет и введение электронных банковских гарантий . В системе закупок для государственных и муниципальных нужд контракты заключаются по результатам проведения тендера. При подписании контракта победитель тендера должен предоставить обеспечение исполнения контракта в виде денежного депозита или гарантии. С введением обязательных гарантий, выпуск которых регулирует закон 44-ФЗ, банки стали выдавать их тысячами, а у некоторых банков гарантии занимают значительную долю от портфеля и даже являются своего рода «специализацией». 

Для защиты бюджетных организаций от ненадежного обеспечения законом предусмотрены четкие требования к банкам, которые имеют право выпускать гарантии в рамках системы госзакупок. В первую очередь такое право получают банки, имеющие достаточный капитал и выполняющие установленные Банком России нормативы деятельности. Но несмотря на достаточно жесткие ограничения по отбору банков, известны случаи, когда банки, входящие в список кредитных организаций, имеющие право выпускать гарантии в рамках 44-ФЗ, не могли исполнить свои обязательства в связи с финансовыми трудностями и даже отзывом лицензии (например, в ситуации, когда лицензия отзывалась у банков, претендующих на лидирующие позиции на рынке таких гарантий. В частности, при банкротстве одного из достаточно известных банков обнаружилось, что часть выданных гарантий вообще не отражалась в учете, в результате чего многие государственные контракты по всей стране остались без обеспечения). 

Конечно, законодатель мог бы пойти по пути еще большего ужесточения требований и дальнейшего сужения круга банков, допущенных на данный рынок. Но это неизбежно привело бы к удорожанию услуг банков, и в итоге эти расходы еще больше увеличили бы нагрузку на бюджет. Кроме того, не менее распространенной причиной, из-за которой заказчики сейчас остаются без обеспечения, является предоставление поддельных гарантий.

Чтобы защититься от поддельных гарантий, на законодательном уровне было введено обязательное требование размещать электронные копии гарантий на сайте госзакупок. Но как показывает практика, это не всегда помогает, рынок поддельных гарантий сохраняется, а наличие скан-копий гарантий крупнейших банков в открытом доступе значительно упрощает недобросовестным компаниям способы их подделки.

Обычно такие компании скрываются среди посредников и предлагают в интернете свои услуги по получению банковских гарантий. Почему организации обращаются к недобросовестным поставщикам услуг? Для кого-то процесс получения гарантии в банке долгий и дорогостоящий, и далеко не каждый может получить гарантию без 100%-го денежного покрытия. По разным причинам сами заказчики часто закрывают глаза на отсутствие информации о гарантии в реестре банковских гарантий.

Чтобы обезопасить себя от поддельных гарантий, стоит обращать внимание на схемы, по которым часто работают недобросовестные компании. Например, некий «посредник», предлагает заплатить часть суммы комиссионного вознаграждения непосредственно банку, чтобы снять подозрения. К моменту, когда банк возвращает деньги отправителю как ошибочно перечисленные, «посредник», получив значительную часть суммы, исчезает.

Иногда «посредник», предвидя желание заказчика проверить подлинность полученной гарантии, предоставляет вместе с гарантией письмо-уведомление с реквизитами банка для отправки запросов на «верификацию» (проверку подлинности). В письме — на поддельном бланке указываются телефоны «посредника», а также адрес электронной почты, который зачастую содержит название банка, но принадлежит «посреднику». Если заказчик обратил внимание на отсутствие копии гарантии на сайте госзакупок, «посредник» предоставляет письмо о якобы имевшем место сбое в работе сайта. И только обратившись напрямую в банк по телефону и электронной почте, указанным на сайте банка, заказчик и участник закупки могут убедиться, действительно ли была выдана гарантия. Но, к сожалению, очень часто к тому моменту, когда обнаруживается факт подделки гарантии, «посредник» уже исчезает вместе с уплаченной ему комиссией, а участник закупки лишается возможности заключить контракт.

Очевидно, что проблема будет сохраняться до тех пор, пока гарантию у «посредника» будет получить выгоднее и быстрее, а заказчики, в свою очередь, не будут проверять информацию о гарантии на сайте госзакупок. Реальные банковские гарантии должны стать доступнее — и по срокам, и по стоимости, а контроль за ними должен быть усилен: информация о выданных гарантиях должна быть доступна только узкому кругу заинтересованных лиц.

На мой взгляд, очень показательным в этом вопросе является опыт казахских банков, где были внедрены электронные гарантии по единому образцу. Такая технология удобна как для банка, так и для самого клиента. Банк вносит по заявлению компании информацию о закупке, которая автоматически формируется в гарантию по единому шаблону и автоматически отправляется на согласование клиенту через портал госзакупок. После согласования банку остается только получить электронную подпись клиента и самому выпустить гарантию в электронном виде.

Сегодня крупные российские банки создают автоматизированные системы, позволяющие даже тем, кто не является клиентом, получить гарантии в кратчайшие сроки. Взаимодействие с банком и сейчас в основном проходит по электронным каналам. У многих банков есть опыт выпуска электронных гарантий в пользу таможенных органов (такая возможность появилась в апреле 2017 года). Введение системы выпуска электронных гарантий по государственным закупкам в России позволило бы со временем практически полностью отказаться от «бумажных» гарантий и тем самым лишила бы недобросовестных компаний-посредников легкого способа подделки документов.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

24 сентября 2018 г.

Изменение цены контрактов в связи с повышением ставки НДС

Подробнее

21 сентября 2018 г.

Унитарные предприятия могут удалить с конкурентных рынков

Подробнее

07 сентября 2018 г.

Правительство определило порядок организации контроля в сфере госзакупок

Подробнее

27 августа 2018 г.

Описания предмета закупки в соответствии с поправками 223-ФЗ

Подробнее

23 августа 2018 г.

Внесены изменения в порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок

Подробнее

22 августа 2018 г.

Минфин установит требования к банкам, выдающим гарантии СМСП

Подробнее

10 августа 2018 г.

Самые распространенные ошибки госзаказчиков

Подробнее

07 августа 2018 г.

Качество превыше всего

Подробнее

06 августа 2018 г.

Мифы об электронных торгах

Подробнее

23 июля 2018 г.

Курьезы рынка электронных торгов

Подробнее

18 июля 2018 г.

Утвержден перечень банков для открытия спецчетов

Подробнее

17 июля 2018 г.

ЭТП ГПБ вошла в список операторов для проведения госзакупок

Подробнее

16 июля 2018 г.

Требования к банкам для открытия участниками закупок специальных счетов

Подробнее

06 июля 2018 г.

Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков

Подробнее

25 июня 2018 г.

К чему приведут изменения на рынке закупок

Подробнее

18 июня 2018 г.

Минфин рассказал о размере обеспечения заявки

Подробнее

15 июня 2018 г.

Бизнес просит отложить вступление в силу изменений закона о госзакупках

Подробнее

08 июня 2018 г.

Опубликован список банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок

Подробнее

01 июня 2018 г.

Вступают в силу требования к банкам выдающим гарантии по 44-ФЗ

Подробнее

01 июня 2018 г.

Почему реформу электронных закупок необходимо переносить

Подробнее

26 мая 2018 г.

Правило второго участника

Подробнее

18 мая 2018 г.

Госзакупки для малого бизнеса

Подробнее

17 мая 2018 г.

Определены условия получения платы с победителей электронных процедур по 44-ФЗ

Подробнее

27 апреля 2018 г.

ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам

Подробнее

19 апреля 2018 г.

Госзакупки испытывают на растяжение

Подробнее

04 апреля 2018 г.

Минфин готовит правила работы со спецсчетами при госзакупках

Подробнее

02 апреля 2018 г.

Минфин отчитается о госзакупках в 2017 году

Подробнее

29 марта 2018 г.

Закупки госкомпаний все ближе к реформе

Подробнее

22 марта 2018 г.

Госдума рассмотрит законопроект об экологичности госконтрактов

Подробнее

21 марта 2018 г.

Предприятия ОПК претендуют на гражданскую продукцию в госзаказе

Подробнее

21 марта 2018 г.

Минфин подчеркнул важность допсервисов в ЕИС

Подробнее

19 марта 2018 г.

Выбор банка для обеспечения заявки по 44-ФЗ останется за поставщиком

Подробнее

16 марта 2018 г.

Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров

Подробнее

12 марта 2018 г.

Путин отметил проблему сговора на торгах

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Бумажные конкурсы останутся в прошлом

Подробнее

26 февраля 2018 г.

Минприроды и Совет Федерации лоббируют закупки у единственного поставщика

Подробнее

21 февраля 2018 г.

На что тратят деньги театры

Подробнее

21 февраля 2018 г.

ТПП призывает учитывать качество продуктов питания при госзакупках

Подробнее

19 февраля 2018 г.

Госдума поддержала инициативу об отмене списания неустойки с поставщиков

Подробнее

19 февраля 2018 г.

Минюст против унификации торгов по продаже имущества

Подробнее

18 февраля 2018 г.

Научные учреждения получат право закупок у единственного поставщика

Подробнее

16 февраля 2018 г.

ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.

Подробнее

12 февраля 2018 г.

Учреждения культуры не будут подпадать под 44-ФЗ

Подробнее

09 февраля 2018 г.

Госдума рассмотрела законопроект о порядке списания неустоек с поставщиков по госзаказу

Подробнее

06 февраля 2018 г.

Скорая информационная помощь для поставщика

Подробнее

02 февраля 2018 г.

ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам

Подробнее

30 января 2018 г.

Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг

Подробнее

29 января 2018 г.

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении

Подробнее

25 января 2018 г.

Минпромторг и МЭР усилят меры поддержки отечественных производителей телеком-оборудования

Подробнее

24 января 2018 г.

Кто должен контролировать муниципальные закупки

Подробнее

22 января 2018 г.

Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб

Подробнее

19 января 2018 г.

Комитет Госдумы одобрил поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

19 января 2018 г.

Развитие электронных закупок будет набирать обороты

Подробнее

16 января 2018 г.

Специфика закупок строительных работ

Подробнее

15 января 2018 г.

Власти Крыма предложили изменить 44-ФЗ

Подробнее

15 января 2018 г.

Изменились стандарты описания объекта госзакупки

Подробнее

25 декабря 2017 г.

В январе 2018 г. будет снят запрет на закупки ПО из стран ЕАЭС

Подробнее

22 декабря 2017 г.

43% всех закупок в госсекторе происходит с дисконтом менее 1%

Подробнее

22 декабря 2017 г.

Президент обещал индивидуальный подход к закупкам учреждений культуры

Подробнее

21 декабря 2017 г.

Топ-3 изменений в 223-ФЗ за 2017 год

Подробнее

18 декабря 2017 г.

Госдума во втором чтении приняла существенные поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее

14 декабря 2017 г.

Только 34% закупок регионов можно назвать прозрачными

Подробнее

04 декабря 2017 г.

ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков

Подробнее

01 декабря 2017 г.

Интерес к электронным магазинам продолжает расти

Подробнее

30 ноября 2017 г.

44-ФЗ не удобен для детских оздоровительных учреждений

Подробнее

27 ноября 2017 г.

Секретные закупки по 44-ФЗ рассмотрят в Госдуме

Подробнее

24 ноября 2017 г.

Совет федерации РФ пересмотрит систему закупок для ГУПов

Подробнее

23 ноября 2017 г.

Зачем заказчику укрупнять лоты

Подробнее

15 ноября 2017 г.

Госзакупки в строительстве станут проще

Подробнее

14 ноября 2017 г.

Госзаказчики смогут требовать выплаты по банковским гарантиям онлайн

Подробнее

09 ноября 2017 г.

Объём заказов Москвы у малого бизнеса превысит 200 млрд рублей к концу года

Подробнее

03 ноября 2017 г.

Реформа госзакупок – дело небыстрое

Подробнее

24 октября 2017 г.

Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ

Подробнее

18 октября 2017 г.

Совет Федерации предложил вернуть ФГУПы и МУПы под действие 223-ФЗ

Подробнее

18 октября 2017 г.

Заказчики Москвы, работающие по 44-ФЗ, перейдут на мини-аукционы

Подробнее

04 октября 2017 г.

Госзаказ и закупки госкомпаний - один из ключевых элементов экономической поддержки МСП

Подробнее

29 сентября 2017 г.

Мособлдума предложила перейти на электронный документооборот при исполнении контрактов по 44-ФЗ

Подробнее

28 сентября 2017 г.

Минфин готовит законопроект по унификации требований к банковским гарантиям для субъектов МСП

Подробнее

22 сентября 2017 г.

Минэкономразвития предлагает проводить торги по реализации госимущества по 44-ФЗ

Подробнее

20 сентября 2017 г.

Минфин ограничит число банков для выдачи банковской гарантии

Подробнее

14 сентября 2017 г.

Минфин предлагает выплачивать авансы за поставки в несколько этапов

Подробнее

01 сентября 2017 г.

Подписано постановление об утверждении новых правил определения размера штрафов для поставщиков

Подробнее

21 августа 2017 г.

Основы участия товаров иностранного происхождения в государственных тендерах: обязательные условия и о чем не стоит забывать

Подробнее

17 августа 2017 г.

ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита

Подробнее

14 августа 2017 г.

КЕЙС: Как подать заявку на конкурс по 44-ФЗ

Подробнее

09 августа 2017 г.

Опубликован Реестр недобросовестных подрядчиков в сфере капитального ремонта

Подробнее

04 августа 2017 г.

Переуступка прав требования по государственным контрактам противоречит бюджетному законодательству

Подробнее

31 июля 2017 г.

Подписан закон, определяющий требования к банкам для размещения средств госкорпораций

Подробнее

28 июля 2017 г.

Срок информирования о проведении госзакупок может быть сокращён

Подробнее

17 июля 2017 г.

Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подробнее

24 июня 2017 г.

Поставщики жалуются ФАС, что критерии оценки субъективны, что дальше?

Подробнее

23 июня 2017 г.

Реформа по переводу госзакупок в электронный вид откладывается до 2019 года

Подробнее

19 июня 2017 г.

Условия переноса срока исполнения контракта

Подробнее

19 июня 2017 г.

Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках

Подробнее

16 июня 2017 г.

Специфика российско-белорусских отношений в сфере закупок

Подробнее

09 июня 2017 г.

Как определить вероятность победы в тендере

Подробнее

09 июня 2017 г.

КЕЙС: Сложности перехода на 44-ФЗ

Подробнее

29 мая 2017 г.

1 день остался до начала семинара для поставщиков по 223-ФЗ

Подробнее

26 мая 2017 г.

Подрядчик должен выполнить сам строительные работы по госконтракту

Подробнее
Позвонить