star-emptystar-fulldollareurroublearrow-upmenuphonefacebook2whatsapptelegramvk

Электронная торговая площадка
Газпромбанка

8 800 100-66-22

8 800 100-66-22Обратный звонок

Звонок бесплатный, перед обращением уточните свой ИНН

Регистрация

5 главных проблем применения 44-ФЗ

1.    Высокий объем закупок у единственного поставщика.

Проведение конкурентных процедур по многим из объектов закупки, закупаемых в настоящее время у единственного поставщика, позволило бы обеспечить поддержку конкуренции, в том числе субъектам малого предпринимательства, и, как следствие, обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. С целью минимизации закупок у единственного поставщика ФАС России совместно с Минэкономразвития в настоящее время ведется работа по утверждению порядка принятия актов об определении единственного поставщика. Утверждение указанного порядка позволит снизить риски определения единственных поставщиков на конкурентных рынках.


2.     Проведение «бумажного» конкурса при высокой значимости субъективных критериев оценки.

Согласно докладу Минэкономразвития, за 2016 год по 44-ФЗ, заключено контрактов на сумму 5,3 трлн. рублей, из которых в 13% случаев контракты заключены по результатам проведения открытых конкурсов. Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в конкурсе подаются в бумажной форме. По мнению ФАС России, указанный порядок не отвечает требованиям о сохранении конфиденциальности информации об участниках закупки. Предусмотренный порядок подачи заявок не обеспечивает честного определения победителя и позволяет заказчику путем нехитрых ухищрений ознакомиться с содержанием заявки, изменить её содержание, а также физически воспрепятствовать ее подаче, что приводит к ограничению конкуренции. Кроме того, Закон о контрактной системе устанавливает, что при проведении конкурсов могут применяться неценовые критерии оценки, такие как: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Установленный порядок оценки заявок на участие в конкурсе предусматривает возможность применения субъективных критериев оценки заявок со значимостью от 30% до 100%. Так, например, значимость субъективных критериев оценки при закупке информационных систем и при отборе экспертной организации – 70%, НИОКР – 80%. При закупке строительных работ значимость субъективных критериев достигала 40%. В указанной ситуации, в случае присвоения участнику «0» баллов по субъективным критериям, победа возможна исключительно при условии снижения цены контракта более чем в 3 раза, что приводит к необходимости применения антидемпинговых мер. По мнению ФАС России, снижение значимости неценовых критериев оценки заявок на участие в конкурсе на закупку строительных работ до 20% способствует снижению коррупционных рисков и эффективному расходованию бюджетных средств.


3.    Проведение конкурса с ограниченным участием при предъявлении требований к участникам закупки о наличии материальных ресурсов.

Практика ФАС России по проведению контрольных мероприятий в отношении конкурса с ограниченным участием показывает высокий уровень количества допускаемых заказчиками нарушений. При этом согласно действующему закону заказчик, вправе произвольно определять и устанавливать, в том числе не администрируемые и не относящиеся к предмету закупки предквалификационные требования к участникам закупки (требования к материальным ресурсам), что значительно ограничивает количество участников закупки и позволяет допустить к участию в конкурсе исключительно только «нужного» заказчику подрядчика. Установление дополнительных требований о наличии материальных ресурсов у участника закупки не может однозначно свидетельствовать о добросовестности и надежности участников закупки и не гарантирует повышение качества исполнения контракта. Наличие указанного требования значительно повышает коррупционные риски и приводит к сокращению числа участников закупки.


4.    Одностороннее расторжение контрактов по инициативе заказчика, в том числе на основании экспертного заключения.

 Закон № 44-ФЗ устанавливает право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом каждый заказчик вправе самостоятельно определить основания для одностороннего расторжения контракта, а также расторгнуть контракт на основании результатов проведенной экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. В случае одностороннего расторжения контракта, сведения о поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем 44-ФЗ не содержит требований к лицам, отбираемым в качестве экспертов, и их ответственности за результаты проведенной экспертизы. Кроме того, отбор экспертной организации осуществляется заказчиком по результатам конкурса с возможностью применения субъективных критериев оценки со значимостью до 70%. Прием и оплата услуг эксперта осуществляются заказчиком по общим правилам приема результатов исполненного контракта, а значит, принимается только «нужный» заказчику результат. На основании изложенного возрастает риск увеличения коррупции на стадии исполнения контракта, обусловленный возможностью заказчика оказывать давление на исполнителя по контракту по средствам угрозы одностороннего расторжения контракта и включения сведений о данном участнике в РНП.


5. Отсутствие эффективной системы поддержки СМП.

Статьей 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства учитываются контракты, заключенные с участником, не являющимся СМП, условием исполнения которых является привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП. Вместе с тем нормы 44-ФЗ не содержат механизма отбора и администрирования привлечения при исполнении контракта СМП в качестве субподрядчика, а также не содержат запрета привлечения в качестве соисполнителей по контракту СМП, аффилированных с генеральным подрядчиком.


Данный материала предоставлен на основе доклада Федеральной Антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год. Подробный отчёт по ссылке (http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1720)


предыдущая записьназад к спискуследующая запись
Другие новости

21 февраля 2017 г.

Новый контролёр системы госзакупок

Подробнее

07 февраля 2017 г.

Будущее закупочных процедур: не торгами едиными

Подробнее

20 февраля 2017 г.

Кейс: Купи-продай самому себе, проблемы аффилированности

Подробнее

16 марта 2017 г.

Вопросы и ответы "Прямая линия 16 марта 2017 года"

Подробнее

27 марта 2017 г.

Усиление контроля над закупками ФГУП и МУП

Подробнее

23 мая 2017 г.

Госконтракт для СМП заказчик должен оплатить в течении 15 дней

Подробнее

14 февраля 2017 г.

Продавай российское: отечественные поставщики получили приоритет по 223-ФЗ

Подробнее

17 апреля 2017 г.

ЭТП ГПБ примет участие в II Бизнес-конференции «ГОСЗакупки-2017»

Подробнее

06 сентября 2016 г.

ЭТП ГПБ объявляет о запуске совместного проекта с Национальным Рейтинговым Агентством

Подробнее

29 августа 2016 г.

Учимся работать по ФЗ-223 вместе с Корпоративным институтом Газпрома и ЭТП ГПБ

Подробнее

14 февраля 2017 г.

Расширение квот для закупок - большая дорога для малого бизнеса

Подробнее

23 января 2017 г.

Витязи на распутье: как закупку организовать и ресурсы сохранить?

Подробнее

14 февраля 2017 г.

КЕЙС: Заказчик отклонил заявку, пусть обоснует

Подробнее

20 февраля 2017 г.

Итоги 2016 года в закупках по 223-ФЗ

Подробнее

02 марта 2017 г.

Прямая линия с Генеральным директором ООО ЭТП ГПБ Михаилом Константиновым

Подробнее

14 декабря 2016 г.

ЭТП ГПБ и Дом финансовых решений проведут обучающий семинар

Подробнее

21 октября 2016 г.

Единый каталог товаров и услуг: теория и реальность

Подробнее

23 января 2017 г.

Управлению корпоративными закупками можно научиться у экспертов

Подробнее

24 марта 2017 г.

Новые возможности для МСП в получении банковских гарантий

Подробнее

22 мая 2017 г.

Банковское сопровождение контрактов: Зачем это нужно

Подробнее

23 марта 2017 г.

ЭТП ГПБ примет участие в BATIMAT RUSSIA

Подробнее

17 марта 2017 г.

Первая «Прямая линия» с генеральным директором ЭТП Газпромбанка: откровенный разговор о главном

Подробнее

17 марта 2017 г.

Генеральный директор ЭТП ГПБ ответил на самые актуальные вопросы поставщиков в прямом эфире

Подробнее

26 марта 2017 г.

Московская область поднялась на 13 место по доле прямых закупок среди субъектов МСП

Подробнее

28 марта 2017 г.

КЕЙС: Как организовать тендерную работу в компании?

Подробнее

29 марта 2017 г.

ЭТП ГПБ проконсультировала строителей

Подробнее

03 апреля 2017 г.

Специфика работы по госконтракту строительных организаций

Подробнее

29 марта 2017 г.

Программа повышения квалификации «РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АУДИТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТОМ ИСО 9001:2015»

Подробнее

04 апреля 2017 г.

Экономия ЦБ РФ при закупках увеличится почти в 2 раза

Подробнее

12 мая 2017 г.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков. Разъяснения ФАС России.

Подробнее

19 апреля 2017 г.

Объявлен набор в майскую группу на курс профессионального поставщика

Подробнее

10 апреля 2017 г.

Как продать Газпрому и не только?

Подробнее

03 мая 2017 г.

3 ключевые сложности применения 223-ФЗ

Подробнее

12 мая 2017 г.

Газпром корпоративный институт объявил набор на курс профессионального поставщика

Подробнее

11 апреля 2017 г.

Перевод системы госзакупок в электронный вид откладывается

Подробнее

12 апреля 2017 г.

ЭТП ГПБ и ФИЦ ИУ РАН подписали соглашение о сотрудничестве

Подробнее

18 апреля 2017 г.

Рост объёма торгов по 223-ФЗ составил 11% в 2016 году

Подробнее

18 мая 2017 г.

Прямая трансляция ПМЮФ-2017

Подробнее

05 мая 2017 г.

Татьяна Демидова возглавила Департамент Контрактной системы в Минфине

Подробнее

22 мая 2017 г.

Правила и порядок заключения строительных контрактов «под ключ» по 44-ФЗ

Подробнее

18 апреля 2017 г.

823 нарушения в закупках по 44-ФЗ зафиксировано Счетной палатой

Подробнее

16 мая 2017 г.

На ПМЮФ-2017 состоится дискуссия об электронных закупках

Подробнее

15 мая 2017 г.

Перевод госзакупок в электронный формат отложен до 2019 года

Подробнее